Например, когда вы идете по улице и видите железный рубль на дороге, остановитесь ли вы, чтобы подобрать его или нет? Когда вам в кассе супермаркета дают самую мелкую мелочь, забираете ли вы ее в кошелек, или небрежно стряхиваете из лотка? Кто-то подбирает, кто-то стряхивает, кто-то говорит, что вообще никогда не смотрит на дорогу и не замечает, когда там попадаются деньги. А кто-то скажет: за рублем не нагнусь, но если будет валяться сто рублей — подберу. Но ведь все это об одном и том же! В каком-то смысле деньги вот так же «валяются на земле». Или вы замечаете их, или вы готовы их «подобрать» или нет. У Эндрю Карнеги была такая фраза: «Сто миллионов долларов гораздо проще заработать, чем сто долларов. Потому что за сто миллионов я, пожалуй, пойду что-нибудь делать, а за сто долларов даже со стула не встану». Ну, может, сто миллионов долларов — нереальная сумма, но давайте перейдем к привычным масштабам. 5 тысяч долларов и 100 долларов — ради чего вы будете напрягать мозги и мускулы с большей охотой? Хотя по большому счету и то, и другое — это деньги.
У Ольги, которая зарабатывает на жизнь фри-лансом (то есть, работает «вольным стрелком», вольным в первую очередь от твердого оклада), есть такая примета: стоит ей отказаться от работы за 100 долларов, ей потом долго-долго не предлагают вообще ничего. Потому иногда она соглашается на не очень выгодные условия даже не ради денег, а для того, чтобы привлечь другие заказы. Ольга считает эту примету одной из ипостасей старой истины (причем, в том, что эта истина работает, никто не сомневается): «Работа к работе, а деньги к деньгам». Или как в нашем упражнении «шаг вперед — шаг назад». Если мы говорим: «нет, нас это не интересует», — мы таким образом закрываем дверь для денег вообще, в нее уже не могут войти и другие деньги. На эту тему есть эпизод из «Трех товарищей» Ремарка. Когда они продали свою знаменитую машину «Карла — призрака шоссе», а потом выкупили ее обратно, но дешевле, они спрашивают у человека, который им ее продал: «Зачем ты уступил?» А тот отвечает: «У меня такой закон: я не могу отказаться от сделки, если там есть прибыль, хотя бы маленькая». Это подход людей бизнеса, для которых по определению деньги не могут быть чем-то неодушевленным и непривлекательным.
Если мы откроем дверь, деньги приходят сами и приводят своих друзей.